Вернуться к списку
животных >>>
Мышь. Роль Мыши
в мифопоэтических представлениях в значительной степени объясняется её
особенностями, в частности малыми (в сравнении с дру-гими млекопитающими)
размерами. Широко распространены представления о Мышь как хтоническом животном
и о её связи с грозой (громом). В мифах различных народов Мышь нередко
выступают как дети неба (обычно громовержца) и земли. У народов древнего
Средиземноморья (Египет, Палестина, Греция) общеприняты и представления
о происхождении Мыши из земли. Страбон называет мышей из земли рождёнными
, по его же свидетельству, тевкры называли их сыновьями земли. Известны
также мотивы падения Мыши с неба на землю во время грозы и поражения Мыши
молнией. В средние века бытовали представления о зарождении Мыши от грозы.
Античные авторы (Теофраст, Элиан) отмечали способность Мыши своим поведением
предсказывать погоду, особенно грозовую. Оживлённое движение мышей перед
грозой («танцы») и их «пение», соотносимое со звуковым эффектом деятельности
громовержца (гром), могли трактоваться как своеобразный земной пролог,
в котором излагалось (с соответствующим снижением) содержание небесной
драмы.
В этом контексте свист, звон, барабанный бой, которыми изгоняли крыс и
мышей, можно сопоставить со звоном колоколов, битьём по железу и стрельбой
в воздух с целью разогнать ведьм перед грозой. К этому же кругу тем примыкают
многочисленные указания на профетические функции Мыши в греческой, римской
мифологии, мифологии народов Древней Месопотамии. Согласно Плинию, персидские
маги
считали Мышь наиболее относящимися к религии животными. В Средиземноморье
(особенно восточном) долгое время сохранялось немало мышиных гаданий и
примет. У малоазийских греков существовало убеждение, что при нарушении
супружеской верности Мыши производят страшное опустошение в доме. Часто
с Мышью связываются предзнаменования смерти, разрушения, войны, мора, голода,
болезни, бедности; греки изготовляли монеты с изображением Мыши, использовавшиеся
в качестве амулетов против всего недоброго, в Египте боялись увидеть Мышь
в определённый день (напротив, белая Мышь часто рассматривалась как благое
предзнаменование). Использование Мышей в гаданиях и ворожбе — постоянная
тема средневековых ведовских процессов. «Киприанов кодекс» указывает особый
вид предсказаний — «мышеписк» (наряду с «громовником»). По украинской примете,
«як миша ют волот [верхнюю часть снопа], так буде хлеб дорог».
В Греции начиная с гомеровской эпохи был распространён
культ
Аполлона
Сминфейского (от греч «мышь»), атрибутом, символом и священным
животным которого была Мышь. Иногда Аполлон Сминфейский изображался стоящим
на Мыши. Аполлон был не только истребителем Мышей и охранителем от них,
но и их покровителем. Возмож-но, он и сам первоначально представлялся в
виде Мыши. С Мышью связаны и такие женские персонажи, как
баба-яга,
Холле,
Мокошь, Параскева Пятница
(у болгар со святой Петкой соотносил-ся мышиный праздник — «мишин день»).
Многие мифологические представления
о Мыши обнаруживают сходство с представлениями о музах в греческой мифологии
и генетически связанных с ними персонажах. Родителями Мыши являются громовержец
(или небо) и мать-земля (жена громовержца), родителями
муз
— Зевс-громовержец или
Уран
(небо) и
Мнемосина или
Гея
(земля). Место рождения или обитания Мышей и муз — гора (ср. буквальный
смысл пословицы «Гора родила мышь»).
Мыши соотносятся с огнём, водой, мировым деревом, музы — с каменным столпом.
Предводитель Мышей — мышиный царь или Аполлон Сминфейский, предводитель
муз — Аполлон или
Дионис.
Форма организации Мышей и муз — хоровод, атрибут — стрела (через гонителей
у Мышей, через Аполлона у муз), функции (деятельность) — болезнь — здоровье
(нанесение ущер-ба — исцеление), ослепление, пение, танцы, прорицание (ворожба),
память — забвение (вкусивший пищу, к которой прикасалась Мышь., забывает
прошлое; ср. роль мёртвой воды, Леты, противостоящей Мнемосине,
а также образ Мыши как олицетворения смерти в разных традициях),
«неистовство», дрожь, хаотическое оживление (у Мыши перед грозой, у муз
в связи с вдохновением, творчеством) и др. Мифологический мотив превращения
женщин в Мышей определённо реконструируется на основе фольклорных данных,
в частности на основе сказочного мотива превращения
ведьмы
(женщины, девицы) в Мышей. (ср. также мотив превращения
дьявола
или человека в Мышь. и, наоборот, превращения Мыши в человека; в мотиве
«Мышь, прогрызшая дыру в ковчеге» Мышь выступает как превращённый дьявол
или даже женщина). Имеется и ряд других фольклорных сюжетов, основанных
на взаимопревращении или тождестве девиц и Мышей: русские сказки типа «Морской
Царь и
Василиса
Премудрая», Афанасьев, № 219—226; «Ночные пляски», Афа-насьев,
№ 288—298; в этом же ряду стоит сказка, записанная в 1-й половине 19 в.
на острове Рюген: мать проклинает семь дочерей за нарушение ими запрета
в великую пятницу, дочери оборачиваются Мышами. и бросаются в воду, мать
с горя превращается в камень, вокруг которого ночью танцуют и поют дочери-Мыши.
Ядро «мышиной» мифологии в разных традициях обрастало
и более специфическими локальными мотивами. В Древней Индии Мышь. связывались
с
Ганешей — сыном
Рудры,
который типологически сопоставим с Аполлоном и
Асклепием.
В некоторых традициях Мышь. участвует в космогонических мифах или даже
выступает в функции культурного героя. Обилие сказочных мотивов с участием
Мыши. [малость Мыши в сочетании с большим эффектом её деятельности: Мышь
спасает льва, пугает до смерти человека, разбивает золотое яйцо, помогает
сделать то, что непосильно многим (русская сказка о репке), и др.; борьба
(в частности, Мыши и кошки); Мышь — превращённая невеста (заколдованная
невеста или невеста дьявола) и т. п.].
Мифологические
значения образа Мыши согласуются с ролью мыши в народной медицине, ритуалах,
магии. Согласно ветхозаветной традиции, филистимляне приносили в жертву
фигурки золотых Мышей для сохранения страны от чумы (1 Царств 6, 45). В
некоторых рукописях египетской «Книги мёртвых» появляется богиня с мышиной
головой, олицетворяющая преисподнюю и смерть. Терракотовые фигурки Мышей
найдены в раскопках акрополя Аргоса в Ларисе (восточный Пелопоннес). В
одном из основных центров неолитической культуры в Чатал-Хююке (Малая Азия)
в могиле жрицы (ок. 6-го тыс. до н. э.) среди предметов, символизирующих
подземный мир и смерть, найдены обильные захоронения Мышей.
В европейском средневековом искусстве
Мышь выступает как олицетворение сатаны (св. Иосиф, мастерящий мышеловку
«против козней лукавого», на триптихе работавшего в Нидерландах в 15 в.
т. н. Флемальского мастера), смерти (Мышь в изображениях эпидемий в 15—17
вв.), бренности и мирской суеты (образы «мира-обманщи-ка» в графике 16—17
вв.). Популярны темы Мыши (и мышеловки) в эмблематической литературе (ср.
обработку этой темы в шекспировском «Гамлете»), в фольклорных композициях
с мотивами сказочного «мира наизнанку» (русский лубок «Как мыши кота хоронили»),
в «черных гротесках» романтиков (Э.Т.А.Гофмана) , а так же в литературе
20 в. (Ф.Кафка)
Вернуться к списку животных
>>>